Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта


          Учителем математики в школе  я работала 29 лет и педагогом  дополнительного образования во Дворце Детства  – 1 год.  В 1985 году закончила математический факультет  Якутского государственного университета по специальности "Математик. Преподаватель". Педагогический стаж - 30 лет, с высшей категорией.  Дата последней аттестации 2010 год. С 2014-2015 учебного года я работаю педагогом дополнительного образования  кружка «Матема». Последние три  года я работаю над проблемой  «Формирование информационной культуры учащихся, развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала». В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала. Ученик для меня является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. 

            Программа  дополнительного образования кружка «Матéма»  разработана на основе примерной программы по математике основного общего и среднего образования с учётом требований федерального компонента государственного стандарта. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в старших классах   начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. В этом  2014-2015 учебном году участвовали в пяти разных олимпиадах по математике международного, российского и республиканского уровня, в результате которого имеем 13 призеров и победителей. Традиционно по своему авторскому проекту  второй год организуем и проводим  вместе с детьми Чемпионат по решению головоломки, где  участвуют все дети кружка. Двое воспитанников стали чемпионами, 4 - призерами. 

           Средством достижения цели образовательной программы в первую очередь зависит от выстраивания  системы  передачи информации. Особое место в методологии моей работы является систематизирование объема  потока информации для учащихся (педагогам) посредством информационной технологии, чтобы облегчить им задачу в обработке информации или контроле знаний.  Потом применить и предложить детям и коллегам, чтобы они использовали  на своих работах.  В разработке  модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению как  интерактивное взаимодействие "учитель - ученик - компьютер",  требует от педагога  определенную компетентность. Для учащихся  6-8 классов я разработала тестовый материал по математике  в программе «My Test» , для 7-9 классов - дистанционное обучение «Домашний репетитор» в программе «Microsoft FrontPage» и для 4-11 классов -  сайт  кружка «Матема» в программе сайта «jimdo.com». Для методики преподавания и дидактических материалов  разработала учебно-методический комплект по математике 7-9 классов из источников материала со своего  компьютера в программе «Microsoft PowerPoint» и методический кабинет  в программе «Microsoft FrontPage». Эти разработки мне помогают на работе базового уровня образовательной программы, чтобы сразу находить необходимые материалы. Сайт  моего кружка постоянно обновляется. Он предназначен для учащихся и их родителей, а также педагогов. В теоретическом материале  занятии кружка я использую фрагменты  видеоуроков Дмитрия Тарасова, а для контроля уровня знаний учащихся  - Сервис проверки знаний учащихся по математике, разработанный  Валерием Зыкиным. Применение информационных технологий повышают информативность занятия, эффективность обучения, придают ему  динамизм и выразительность. При работе с учащимися большая часть материала преподносится визуально (модели, мысленные образы). Это означает, что информация будет соответствовать или подходить для 45-60% учащихся. Значит,  мы упускаем тех учащихся, которые обрабатывают информацию иным способом. Посредством использования компьютерной технологии  повышается объем выполняемой работы на занятиях в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

         Использование компьютера позволило каждому учащемуся:

- работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Качество обученности слабых учащихся при этом повысилось;

- создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет;

- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

        Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность группы в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи обучаемым, для достижения намеченных результатов. 

        Для всех  уровней и возрастных категорий   я использую до или после  занятий кружка  каждому  играть в спокойную игру как Головоломка и настольные игры. Задумываясь над чем – то, ребенок успокаивается и начинает взвешенно думать. Такие моменты необходимы для здорового развития интеллекта и усвоения полученных знаний. К тому же современная наука доказала, что  связь интеллектуального развития и развития пальцевой моторики, ведь именно кистью руки занимается значительная часть коры головного мозга человека. Помимо этого, в ходе игры развивается простая координация движений пальцев, рук и взгляда. Игра в головоломки идет на весь учебный год.

 И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мое занятие  отвечал не только современным требованиям, но  запросам моих учеников как партнера в образовательной среде.